Cимфонический оркестр Торонто официально исключил украинскую пианистку Валентину Лисицу из концертной программы
Cимфонический оркестр Торонто официально исключил известную американскую пианистку украинского происхождения Валентину Лисицу из концертной программы. Официальной причиной названы комментарии в соцсетях о ситуации на Украине. По мнению пианистки, решение было принято под давлением «небольшого, но агрессивного лобби». Ранее в адрес Валентины и ее семьи неоднократно поступали угрозы.
Одна из самых популярных исполнительниц среди пользователей интернета (более 70 млн просмотров на канале YouТube), американская пианистка Валентина Лисица не без удивления узнала, что ее выступление с Симфоническим оркестром канадского Торонто отменено по политическим причинам.
«Пытаясь, как они говорят, преподать мне урок, они теперь попытались заткнуть меня как музыканта»
«На этой неделе было запланировано мое исполнение 2-го концерта Рахманинова с Симфоническим оркестром Торонто, – пишет музыкант на своей странице в Facebok. – Но (стало известно, что) еще в декабре кто-то из высшего руководства оркестра принял решение, что я не должна выступать – вероятно, после давления со стороны небольшого, но агрессивного лобби, которое претендует на роль выразителя мнений украинской общины… Меня обвинили в «разжигании ненависти» в «Твиттере».
Информацию подтвердил президент и исполнительный директор оркестра Джефф Мелансон, который заявил о «продолжающихся оскорблениях со стороны украинских СМИ». Мелансон также утверждает, что «провокационные комментарии» Лисицы в Twitter о ситуации на Украине уже «бросили тень на предыдущие выступления».
Лисица в ответ на это сделала заявление на Facebook, попросив своих поклонников донести до руководства оркестра, что «музыку заглушить нельзя». Отметим, что выпускница Киевской консерватории Валентина Лисица хорошо известна и в российском музыкальном сообществе. «Я очень хорошо знаю Валентину, это блистательная пианистка», – сказал газете ВЗГЛЯД народный артист РФ, пианист Денис Мацуев. Он также подчеркнул, что намерен позвонить Валентине, чтобы выяснить подробности из первых рук.
В Сети же у пианистки нашлось множество сторонников по всему миру – кампанию в ее поддержку инициировала британская скрипачка Ханна Вулмер. «Для меня это жизненно важно; пожалуйста, ретвитните это обращение, если вы считаете, что Симфонический оркестр должен дать Валентине выступить», – написала она у себя в Twitter. Пользователи соцсети, поддерживающие Лисицу, снабжают свои сообщения хештегом #letvalentinaplay.
[jwplayer mediaid=”3299″]
«Elle был вынужден письменно извиниться»
По словам самой Валентины Лисицы, ее «вина» заключалась в том, что в своем Twitter пианистка доносила до читателей информацию, которая отсутствует в официальных западных и украинских СМИ – «о положении народа, о хороших и плохих событиях на Украине». Речь шла о «разоблачении фальшивок, опубликованных западными СМИ для того, чтобы сделать одну сторону гражданской войны белее и мягче, чем пасхальный заяц, а другую сторону – показать недочеловеками, не достойными снисхождения».
В частности, Лисица упоминает свою переписку с редакцией журнала о моде Elle, напечатавшего хвалебный репортаж о женщинах в украинской армии, в том числе в так называемых добровольческих батальонах – «Азов» и т.п. «Я указала в своих постах в Twitter, что «девушка с обложки» на самом деле – ужасный человек, антисемитка, открыто исповедующая неонацистские взгляды и хвастающаяся убийством гражданских лиц для собственного удовольствия, – пишет Лисица. – Журнал был вынужден письменно принести извинения».
«Я украинка, и значит «предательница»
Лисица поясняет, почему назвала свой аккаунт NedoUkraïnka – «это укол в адрес премьер-министра» (Арсения Яценюка). «Украинский премьер-министр назвал русскоязычных украинцев Юго-Востока «недочеловеками»! Я не шучу. В официальном заявлении… Я – недочеловек, мой муж, моя мама… Хотя я-то лучше владею украинским, чем так называемый президент».
Пианистка не скрывает своего критического отношения к нынешним киевским властям и к тому, к чему привела их политика. «Худшее, что может произойти с любой страной, – это братоубийственная война, когда люди смотрят друг на друга, на своих соседей как на врагов, которых нужно уничтожать. Вот что произошло с моей прекрасной Украиной, – пишет Лисица. – Мое сердце обливается кровью… Год спустя у нас во власти остаются все те же богачи, нищета и разруха повсюду, тысячи погибших, свыше миллиона беженцев».
«Со временем моя деятельность привлекла много злобных ненавистников. Я была особенно важной «целью», поскольку я украинка, и значит «предательница», – пишет пианистка. – Мне угрожали смертью, моей семье желали умереть, называли меня «продажной кремлевской шлюхой»… Список можно продолжать и продолжать».
На письмах с угрозами ненавистники не остановились. «Пытаясь, как они говорят, преподать мне урок, они теперь попытались заткнуть меня как музыканта», – констатирует Валентина Лисица.
«Свободой слова здесь и не пахнет»
«Что бы ни сказала Валентина Лисица – это ее мнение. Она же не призывала выслать всех украинцев в Сибирь. В нормальном цивилизованном мире человек не может страдать за свое мнение», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД Анатолий Шарий, украинский журналист, автор публикаций об организованной преступности на Украине, ныне политический беженец.
Травля, развернутая против Лисицы за ее высказывания, свидетельствует об одном, подчеркивает Шарий: «Люди, которые устраивают такую травлю, недалеко ушли от тех, кто травили, например, советских диссидентов 1970-х годов, которые тоже «думали не так, как надо». «Я считаю, что любое притеснение свободы высказывания противоречит демократии. И если это высказывание не противоречит законодательству страны – это однозначное притеснение, никакой свободой слова здесь не пахнет», – отмечает Шарий.
Валентина Лисица родилась в Киеве, начала играть на фортепиано в три года, через год дала первый сольный концерт. Училась в киевской музыкальной школе им. Лысенко, затем в Киевской консерватории (ныне – Национальная музыкальная академия им. П. И. Чайковского) вместе со своим будущим мужем Алексеем Кузнецовым. В 1991 году Лисица и Кузнецов выиграли первый приз престижного международного конкурса фортепианных дуэтов Dranoff International Two Piano Competition, что позволило им переехать в США и в 1995 году дебютировать на нью-йоркском фестивале Mostly Mozart Festival.
sources: